Позвонить Заказать звонок

Гинекомастия — мужское заболевание, при котором развивается гиперплазия железистой ткани в области молочных желез и увеличение груди. Изменение внешности по женскому типу крайне негативно сказывается на психологическом состоянии мужчины и зачастую становится причиной депрессии, проблем в личной жизни и социальной дезадаптации. Однако угроза исходит не только от эстетических и психологических проблем.

Гинекомастия у мужчин может быть признаком глубокого нарушения гормонального баланса, симптомом опухолевого процесса или не диагностированного эндокринологического заболевания. Поэтому важно не только устранить эстетический дефект, но и выяснить истинную причину его развития. О факторах риска, механизмах развития, симптомах и лечении гинекомастии рассказывают врачи московской клиники SOHO CLINIC.

Гинекомастия
Подтяжка или уменьшение молочных желез (редукционная, мастопексия) 184 000 руб.
Гинекомастия без переплат* за 14 000 руб.**

Причины гинекомастии

В норме мужские молочные железы являются рудиментарным органом. При гинекомастии увеличивается объем железистой ткани, которая приводит к увеличению груди. Причиной патологических изменений является нарушение гормонального баланса, о котором мы поговорим более подробно.

Пролиферация железистой ткани у мужчин регулируется тестостероном, эстрадиолом и пролактином. Тестостерон тормозит развитие железистой ткани, эстрадиол и пролактин — ускоряют пролиферацию. При нормальном уровне гормонов эстрадиола в организме мужчины примерно в 10 000 раз меньше, чем тестостерона. Невелико и количество пролактина. Если соотношение меняется в пользу эстрадиола и пролактина, начинается гиперплазия железистой ткани.

Увеличение количества эстрогенов часто провоцируется приемом лекарств, в том числе андрогенов. Дело в том, что тестостерон превращается в эстрадиол под действием специфического фермента, который называется ароматаза. Прием определенных препаратов, в частности, анаболических стероидов, сопровождается резким повышением уровня андрогенов. Избыток андрогенов подвергается ароматизации, в результате чего повышается продукция эстрогенов, стимулирующих гиперплазию железы.

Прием стероидов с прогестагенной активностью не влияет на уровень эстрогенов, но усиливает секрецию пролактина клетками гипофиза. Пролактин оказывает мощнейшее стимулирующее действие на железистую ткань и провоцирует ее гиперплазию. Описанные выше нарушения гормонального баланса могут быть вызваны не только приемом стероидов, но и лекарственных препаратов для лечения опухолей простаты.

Но гинекомастия может развиться и под влиянием эндогенных причин. Нарушение гормонального фона с повышением эстрогенов и пролактина может быть вызвано опухолью яичек, гипогонадизмом и заболеваниями щитовидной железы. Известны случаи развития гинекомастии на фоне диабета, опухоли надпочечников, ожирения, обменных заболеваний. Причиной повышенной выработки пролактина может быть опухоль гипофиза.

Необходимо также сказать о том, что в определенном возрасте гинекомастия у мужчин считается вариантом нормы и не требует лечения. Это касается периода полового созревания, во время которого уровень эстрогенов может значительно превышать уровень андрогенов. Объясняется такой сдвиг незрелостью эндокринной системы. Вариантом нормы считается и гинекомастия у мужчин старшей возрастной группы. Гиперплазия железистой ткани в этом случае вызвана возрастным снижением продукции тестостерона.

Симптомы гинекомастии

Основной симптом гинекомастии — гиперплазия молочных желез и рост груди по женскому типу. Молочные железы увеличиваются симметрично с правой и левой стороны, а односторонний рост может быть проявлением опухолевого процесса. Одновременно с ростом груди происходит увеличение соска и гиперпигментация ареолы. Болезненных ощущений, как правило, не возникает.

Диагностика гинекомастии

Важнейшим этапом диагностики гинекомастии является выявление причин гиперплазии железы. В Москве при гинекомастии проводится анализ гормонального профиля, определяется уровень тестостерона, пролактина, ХГЧ, эстрадиола, гормонов щитовидной железы и тропных гормонов гипофиза. Если есть подозрение на опухоль, назначается КТ головного мозга и/или надпочечников. По показаниям назначается УЗИ яичек. Обязательно проводится УЗИ молочных желез и регионарных лимфоузлов.

Лечение гинекомастии: операция и гормональная терапия

Основным этапом лечения является восстановление гормонального баланса. При диагностировании опухоли требуется ее удаление. Для коррекции уровня гормонов могут назначаться андрогены, блокаторы рецепторов эстрогенов (тамоксифен, торемифен) или ингибиторы секреции пролактина (каберголин, бромокриптин). Если гинекомастия развилась вследствие приема гормональных препаратов, необходимо их отменить (кроме случаев, когда гормоны принимают по жизненным показаниям).

При диагнозе гинекомастия операция показана многим пациентам, так как устранение причины заболевания не приводит к обратному развитию молочных желез. Для восстановления нормальной формы мужской груди требуется хирургическая коррекция. Хирург удаляет железистую ткань, иссекает избыток кожи и выполняет репозицию сосково-ареолярного комплекса. Называется подобная операция субкутанная (подкожная) мастэктомия.

Необходимо понимать, что пластическая операция не устраняет причину гинекомастии. Ее роль — исправление эстетического дефекта, вызванного первичным патологическим процессом или бесконтрольным применением гормональных препаратов. Если у вас остались вопросы, задайте их пластическому хирургу московской клиники SOHO CLINIC и получите детальные ответы из уст опытного специалиста.

Воспользуйтесь формой, чтобы получить бесплатную консультацию