Птоз верхнего века — патологическое состояние, для которого характерно нетипичное расположение века относительно кромки радужной оболочки глаза. У здорового человека подвижное веко лишь слегка прикрывает радужную оболочку, при блефароптозе веко опущено и закрывает значительную ее часть. Заболевание может развиться в любом возрасте независимо от пола и рода занятий.

Виды птоза верхнего века

Птоз верхнего века может быть врожденным и приобретенным, односторонним и двухсторонним, частичным, неполным и полным. Далее мы подробнее поговорим об особенностях и причинах развития различных вариантов заболевания.

Степени птоза верхнего века

Степень выраженности птоза определяет расположением края верхнего века относительно радужки глаза:

• частичный птоз: верхнее веко закрывает радужную оболочку на одну треть;
  • неполный птоз: край верхнего века находится на середине радужки;
  • полный птоз: верхнее веко полностью закрывает радужную оболочку.

Опущение века является не только косметической проблемой. Болезнь сопровождается ухудшением зрения, постоянным раздражением слизистой оболочки и быстрым утомлением.

Птоза верхнего века причины

Врожденный птоз верхнего века обусловлен дистрофией удлинением или уплотнением мышцы, которая поднимает веко. В некоторых случаях причиной недуга является полное отсутствие мышцы. Врожденный птоз пугает молодых родителей. Важно понимать, что экскурсия (опущение) века вследствие аномалии мышечного аппарата — решаемая проблема, и она устраняется без негативных последствий для психического и физического здоровья малыша.

У взрослых диагностируется приобретенный птоз верхнего века, причины которого следует искать в нарушении иннервации мышцы, поднимающей веко, ее дистрофии, истончении апоневроза или рубцовых изменениях после травм и операций. В зависимости от причины выделяют следующие виды птоза:

• Нейрогенный блефароптоз. При этой форме заболевания опущение века вызвано невритом, диабетической нейропатией, инсультом — патологией нервной системы, сопровождающейся нарушением иннервации мышечных волокон.
  • Миогенный блефароптоз. Корень проблемы лежит в поражении мышц на фоне миастении — недуга, сопровождающегося дистрофическими изменениями в скелетной мускулатуре.
  • Апоневротический блефароптоз. Опущение века вызывается снижением тонуса и растяжением апоневроза. Истинная причина может скрываться в биологическом увядании организма. Нередко болезнь развивается после операций на глазах.
  • Механический блефароптоз. Данная форма заболевания обусловлена рубцовыми изменениями в тканях века после травм и опухолей.

Учитывая сложную этиологию птоза верхнего века, лечение может преследовать различные цели — коррекция рубцовых изменений, нормализация нейро-мышечной передачи импульса, восстановление тонуса соединительнотканных структур. При выборе метода коррекции учитывается возраст пациента и давность патологического процесса.

Лечение птоза верхнего века

Врожденный птоз требует хирургической коррекции. На начальных стадиях приобретенного птоза применяются методы физиотерапевтического воздействия. При нейрогенном птозе показана комплексная реабилитация с применением ЛФК, массажа и физиотерапевтических процедур. При частичном птозе апоневротического и механического генеза хороший результат дает ультразвуковая методика Ulthera system.

Методика предполагает эффективное воздействие на коллагеновые волокна, расположенные в глубоких слоях дермы. Ультразвуковой лифтинг Ulthera system способствует синтезу коллагена, повышению активности фибробластов. Благодаря этому соединительнотканные структуры становятся более упругими, и веко подтягивается естественным путем.

Если консервативное лечение не приносит желаемого эффекта, пациенту рекомендуют оперативное вмешательство. При неполном и полном птозе верхнего века операция является основным методом коррекции. Также пластика века является методом выбора при лечении блефароптоза у пациентов старшей возрастной группы.

Пластический хирург иссекает излишки кожи, удаляет лишние жировые отложения, выделяет мышцу, поднимающую веко, и фиксирует ее в правильном положении. В некоторых случаях проводится пликация мышцы – ее укорачивание. При апоневротическом птозе основные манипуляции выполняются на соединительнотканной мышечной оболочке.

Хирургический доступ осуществляется по естественным кожным складкам, а потому рубцы с течением времени становятся практически незаметными.

После операции птоз верхнего века

Блефаропластика не требует госпитализации, проводится амбулаторно и длится не более получаса. На операционную рану накладывается стерильная повязка, снять которую можно уже через четыре часа. Швы удаляют на 5-6 сутки.

В первые дни после коррекции не рекомендуется умываться и выполнять тяжелую работу. Нельзя смотреть телевизор, работать за компьютером. Вернуться к привычному образу жизни пациент может уже через 7-10 дней, когда отеки и гематомы станут практически незаметны.

Результат от поднятия верхнего века хирургическим путем сохраняется на всю жизнь и не требует повторного вмешательства.