После ботокса опустились веки: что делать?

Коррекция возрастных изменений внешности при помощи инъекций ботулинического токсина является одной из наиболее популярных и востребованных косметологических процедур. Эффект после «уколов красоты» виден практически сразу. Восстановление не требует лишних усилий и проходит достаточно быстро, что выгодно отличает методику от любой пластической операции. Ставить инъекции ботокса можно неограниченное количество раз. Стоимость омоложения доступна каждой женщине, возрастных ограничений нет, противопоказаний мало.

Преимуществ у данной омолаживающей технологии действительно много. В числе достоинств и крайне малый процент осложнений, при условии, что процедуру проводит врач косметолог с большим инъекционным опытом и высокой квалификацией. Однако полностью исключить риск нежелательных последствий нельзя. Они могут появиться по вине пациента, из-за индивидуальных особенностей организма или по причине некачественного проведения процедуры.

Птоз верхнего века после ботокса — одно из возможных нежелательных последствий ботулинотерапии. Осложнение не опасное, но неприятное. Опущение века доставляет массу неудобств и негативно сказывается на внешности, перечеркивая результат коррекции. Как справиться с проблемой, можно ли ускорить восстановление, и как этого побочного эффекта избежать?

После каких процедур может появиться птоз верхнего века

Ботулинический нейротоксин может мигрировать в тканях, однако расстояние, на которое он может «сместиться», не превышает нескольких сантиметров. Инъекции в область круговой мышцы рта не могут привести к возникновению рассматриваемой в публикации проблемы. Чтобы появился птоз верхнего века, врач косметолог должен воздействовать на зоны лица, расположенные в непосредственной близости от данной анатомической структуры.

Птоз верхнего века возникает при омоложении:

• кожи фронтальной зоны (лоб);
  • кожи периорбитальной области (вокруг глаз);
  • уголков глаз (разглаживание «гусиных лапок»);
  • межбровья.

При коррекции гиперкинетических морщин лобной зоны и периорбитальной области данное неприятное последствие встречается наиболее часто, но даже в этом случае от побочного эффекта страдает не более 1% пациентов. Если процедуру проводит квалифицированный врач с богатым инъекционным опытом, риск стремится к нулю.

Причины птоза

Принцип действия ботулинотерапии основан на блокировании мимической мускулатуры. Нейротоксин ботулизма проникает в окончания эфферентных моторных нейронов, которые управляют мимическими мышцами. В этих окончаниях ботокс связывается с определенным белком (SNAP-25), который играет важную роль в выделении медиатора ацетилхолин. После блокирования этого белка нервные окончания теряют способность выделять ацетилхолин; мышца не получает сигналов от головного мозга и, как следствие, расслабляется.

Птоз развивается при полном или частичном блокировании эфферентной иннервации мышцы, поднимающей верхнее веко. «Выключение» этой мышцы не является целью процедуры, это побочный эффект, или осложнение, которое развивается при слишком активной диффузии ботулинического токсина из фронтальной зоны или периорбитальной области.

Какие факторы могут привести к появлению эстетической проблемы? Первая причина — несоблюдение пациентом правил реабилитационного периода. Если в первые дни после инъекций ботокса девушка принимает горячие ванны, сушит голову феном, активно занимается спортом, посещает сауну, употребляет спиртные напитки или загорает в солярии, риск возрастает.

Перечисленные выше действия усиливают периферическое кровообращение. Кровоток в мимических мышцах и покровных тканях лица усиливается, нейротоксин мигрирует на дальние расстояния и блокирует мышцу, которая отвечает за подъем верхнего века.

Вторая причина — нарушение техники проведения процедуры, то есть врачебная ошибка. При выполнении инъекций врач косметолог обязан учитывать множество факторов. Имеет значение общая дозировка ботокса, точки введения препарата и распределение дозы между этими точками. Не менее важны такие параметры, как глубина введения иглы и даже направление иглы. Если игла вводится под неправильным углом, врач может банально «не попасть» в целевую мышцу и спровоцировать тем самым развитие побочного эффекта.

Третья группа причин не связана с врачебными ошибками или недисциплинированным поведением пациентки в первую неделю после инъекций. «Виновниками» эстетической проблемы могут стать индивидуальные особенности организма, среди которых степень развития сети кровеносных и лимфатических сосудов, обилие коллатералей, динамика венозного возврата и движения лимфы. Метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, инфекция также в числе факторов риска.

В отдельную группу факторов риска развития побочных эффектов после ботокса нужно выделить прием лекарственных препаратов и биологически активных добавок. Обязательно сообщайте врачу косметологу обо всех средствах, как рецептурных лекарствах, так и пищевых добавках, которые вы принимаете. При ботулинотерапии особую настороженность следует соблюдать в отношении следующих препаратов:

• Антикоагулянты и антиагреганты (гепарин, аспирин кардио и другие).
  • Противовоспалительные и обезболивающие средства из группы НПВС (ацетилсалициловая кислота, ибупрофен, диклофенак и другие).
  • Антибиотики.
  • Поливитаминные комплексы и витамины группы В.
  • Пищевые добавки.

Симптомы и степени птоза

Главным проявлением птоза является опущение нижнего края верхнего века ниже верхнего края радужной оболочки или зрачка. Поскольку веко начинает частично перекрывать зрачок, пациент вынужден постоянно задирать голову, чтобы что-то увидеть. Опущение чаще бывает односторонним, либо выражено неравномерно с правой и левой стороны. Отсюда еще один признак — асимметрия лица.

Выделяют 3 степени тяжести птоза верхнего века после инъекций ботокса:

• 1 степень: нижний край века закрывает только верхнюю треть зрачка.
  • 2 степень: нижний край перекрывает половину или две трети зрачка.
  • 3 степень: нижний край полностью перекрывает зрачок.

Брови при птозе века могут казаться приподнятыми выше обычного, из-за чего лицо приобретает удивленное выражение. У некоторых пациентов наблюдаются такие сопутствующие симптомы, как слезотечение или сухость слизистой оболочки глаза, нарушение аккомодации, двоение в глазах, ухудшение зрения. Все эти проблемы являются осложнениями ботулинотерапии.

Лечение птоза верхнего века

Действие ботулинического токсина ограничено по времени: активность мышц полностью восстанавливается через несколько месяцев. Точный период блокирования нервно-мышечной проводимости зависит от индивидуальных особенностей, но в среднем результат от инъекций ботокса держится от 4 до 6 месяцев. Примерно столько же держится осложнение в виде опущения век.

По понятным причинам, немногие готовы терпеливо ждать, пока закончится действие препарата. Проблема в том, что специфических методов нейтрализации нейротоксина ботулизма не существует, но можно ускорить его выведение и восстановление мимической активности при помощи физиотерапевтических процедур, массажа и определенных лекарственных препаратов.

Из физиопроцедур в этих целях используются гальванические токи, фонофорез, электрофорез, лимфодренажный массаж. К положительной динамике может привести и ручной массаж лица, однако делать его должен только опытный специалист. Из лекарственных средств используются: никотиновая кислота, препараты, улучшающие микроциркуляцию крови, витамины группы В, а также некоторые глазные капли.

Лечение осложнений ботулинотерапии должен назначить врач офтальмолог, который в дальнейшем будет контролировать успешность терапевтических мероприятий.

Узнать больше о ботулинотерапии, а также о том, как избежать осложнений омолаживающей процедуры, вы можете на консультации врача косметолога клиники эстетической медицины Soho Clinic (Москва).