Операции назальной хирургии проводятся с применением закрытого или открытого ринопластического доступа. Дискуссии о том, какой вариант пластики носа лучше, продолжаются не только на форумах, посвященных вопросам ринохирургии, но и в сообществе пластических хирургов. Одни специалисты считают, что большую часть проблем эстетического и/или функционального характера лучше решать при помощи закрытой ринопластики; другие придерживаются иной точки зрения и чаще оперируют пациентов открытым способом.

Какой способ лучше — открытая или закрытая ринопластика носа? В предлагаемой публикации рассмотрены ключевые особенности каждого варианта ринопластического доступа, главные преимущества методов и их недостатки.

Наши видео

Общая информация

Ключевое отличие между рассматриваемыми методами — локализация хирургического доступа. Закрытая ринопластика проводится через внутренний доступ. Разрезы проходят по слизистой носовых ходов, кожа крыльев и колумеллы не повреждается. При таком варианте пластический хирург, фактически, получает два независимых доступа к глубоким анатомическим образованиям левой и правой половины носового скелета, что несколько ухудшает видимость операционного поля.

Открытая ринопластика выполняется через наружный доступ. Разрезы проходят по коже тонкой перегородки между носовыми ходами (она называется колумелла) и крыльев. Более протяженный и, главное, непрерывный разрез позволяет пластическому хирургу отодвинуть кожу кончика к переносице и получить прекрасный обзор внутренних анатомических структур (хряща, костей), которые нужно изменить. После коррекции на месте разрезов остаются небольшие рубцы, которые со временем становятся практически незаметными.

Открытая пластика: особенности метода

По мнению пациентов, основным недостатком открытой ринопластики является то, что после коррекции на коже каудальных отделов носа остаются небольшие шрамы. Хотя послеоперационные рубцы малозаметны, а после завершения реабилитационного периода разглядеть их практически невозможно, многих смущает сам факт их наличия. Это вынуждает пациентов искать специалистов, готовых провести коррекцию закрытым способом.

Для пластического хирурга минимизация или полное отсутствие видимых шрамов на коже тоже имеет немаловажное значение, но на первый план для специалиста выходят другие особенности методики. Открытая ринопластика сопряжена с повреждением колумеллы, и это весьма существенный минус, не только в плане формирования рубцов, но также с точки зрения отдаленных эстетических последствий хирургического вмешательства.

Почему повреждение тонкой кожной перемычки между носовыми ходами имеет большое значение? Колумелла выполняет важные функции. Внутри этого анатомического образования проходят кровеносные сосуды — артерии, вены — по которым питательные вещества и кислород поступают к дистальным отделам кончика носа.

Колумеллярные артерии отвечают за трофику тканей, а потому их сохранность во время пластики оказывает влияние на динамику восстановительного периода. Колумеллярные вены отводят венозную кровь. Их повреждение чревато ухудшением дренажной функции и усилением застойных явлений, что проявляется большей выраженностью и стойкостью отека кончика носа после операции.

Второй аспект связан с тем, что колумелла выполняет опорную функцию. Это своего рода «подпорка», которая удерживает кончик в правильном анатомическом положении. В ходе открытой операции опорная функция колумеллы может быть нарушена, что в теории (и на практике) в отдаленной или среднесрочной перспективе может привести к эстетическому осложнению в виде опущения кончика.

Итак, ключевые недостатки открытой ринопластики заключаются в следующем:

• Повреждаются колумеллярные артерии, что ухудшает динамику восстановительного периода, усиливает выраженность и длительность отека.
  • Ухудшается опорная функция колумеллы, в результате чего возникает риск эстетического осложнения в виде опущения кончика.
  • На коже остаются небольшие рубцы.

Есть у открытого способе и преимущества. Ключевое в том, что непрерывный и протяженный (относительно протяженный) разрез позволяет хирургу полностью открыть операционное поле и получить хороший доступ к анатомическим образованиям назального скелета. Когда необходимы сложные манипуляции на глубоких элементах, хороший обзор операционного поля играет определяющую роль. Он очень важен во время вторичной или реконструктивной коррекции после тяжелого перелома, а потому подобные вмешательства почти всегда проводятся открытым способом.

Закрытый способ: особенности

Являются ли преимущества и недостатки закрытой ринопластики зеркальным отражением тех плюсов и минусов, о которых мы говорили в предыдущем разделе? В определенной степени, так оно и есть.

Закрытая ринопластика сопровождается меньшим травмированием мягких тканей. Колумелла не рассекается, соответственно, не повреждаются вены и артерии, которые приносят питательные вещества и кислород, и по которым тканевая жидкость отводится от кончика. Благодаря этому после закрытой ринопластики восстановление, как правило, идет быстрее. Отек выражен в меньшей степени, и он быстрее проходит.

Риск эстетического осложнения в виде опущения кончика значительно ниже. Видимых шрамов на коже не остается, что для многих пациентов становится решающим аргументом в пользу закрытой ринопластики.

Преимущества закрытого способа:

• Меньше кровотечение, в меньшей степени выражено повреждение мягких тканей каудальных отделов носа.
  • Не повреждаются артерии и вены, отвечающие за кровоснабжение кончика.
  • Сохраняется опорная функция колумеллы, нет риска опущения кончика после коррекции.
  • Нет шрамов на коже.
  • Реабилитация после операции идет быстрее. Отек выражен в меньшей степени и быстрее проходит.

Минус закрытого способа — в его ограниченных возможностях. Да, многие проблемы эстетического характера можно решить с помощью закрытой операции, но, к сожалению, не все. Ревизионная пластика требует полного обзора операционного поля, а потому в повторных операциях чаще всего используется открытый ринопластический доступ.

Пластика кончика, несмотря на кажущуюся простоту, тоже часто требует использования открытого разреза. Если для моделирования формы и коррекции дефекта нужно установить трансплантаты большого размера, хирургу приходится использовать наружные разрезы, поскольку инсталлировать крупные импланты через внутренний доступ порой не представляется возможным.

Выбор между открытой и закрытой ринопластикой во многом определяется спецификой проблемы, с которой пациент обратился к пластическому хирургу. Если высокий эстетический результат можно получить только с помощью наружных разрезов, хирург выбирает открытый способ. Если коррекцию можно провести как через наружные, так и через внутренние разрезы, предпочтительнее закрытая операция.

Детальную информацию об особенностях, недостатках и преимуществах закрытой и открытой ринопластики вы получите на бесплатной индивидуальной консультации пластического хирурга центра эстетической медицины Soho Clinic (Москва).

Закрытая ринопластика отзывы

Видео отзывы