Какие родинки опасны? Как распознать опасную родинку, к какому врачу обратиться за помощью? Какие методы используются для диагностики характера новообразования, и стоит ли удалять родинки, которые представляют собой скрытую угрозу? На эти вопросы отвечают врачи дерматологи московской клиники SOHO CLINIC.

Опасные родинки: пять основных критериев

Тело человека покрыто десятками и даже сотнями родинок. Размер большинства из них не превышает 1 мм. Мелкие невусы не возвышаются над кожей, и мы не обращаем на них никакого внимания. Угрозы для здоровья такие родинки, как правило, не представляют.

Средних и крупных родинок на теле меньше. Они возвышаются над кожей, окрашены равномерно, симметричны и имеют ровные края. Эти родинки в большинстве случаев безобидны, однако им следует уделять чуть больше внимания. Регулярные осмотры родинок в домашних условиях помогут удостовериться, что с ними все в порядке, или своевременно выявить симптомы, при появлении которых нужно идти к врачу.

Какие родинки опасны? Существует простая система само-диагностики, которая включает в себя пять критериев. В англоязычной литературе ее называют ABCDE (по первым буквам каждого из пяти критериев), а в России можно встретить правило «АКОРД». Разберем каждый признак опасной родинки отдельно.

Критерий А — Асимметрия. Нормальные родинки симметричны, опасные родинки — нет. Если вы проведете воображаемую линию через центр обычной родинки (в любом направлении), она разделит ее на две равные половинки. Если половинки сильно отличаются друг от друга — пора идти к врачу.

Критерий К — Край. Обычная родинка имеет четкие ровные края. Если край родинки начинает напоминать изрезанную береговую линию, следует проявить бдительность и записаться на диагностику.

Критерий О — Окраска. Невусы могут быть любого цвета — красного, коричневого или почти черного. Коричневая или красная родинка опасна, если пигмент распределен в ней неравномерно. Если на родинке появились более темные или светлые участки, если есть вкрапления, отличающиеся по цвету, нужно пройти обследование у специалиста.

Критерий Р — Размер. Неоднозначный критерий, однако о нем следует знать. Чем крупнее родинка, тем она опаснее. Небольшие родинки редко перерождаются в меланому, крупные (более 6 мм в диаметре) представляют скрытую угрозу. Однако стоит заметить, что сам по себе размер не является четким диагностическим критерием. Более важный признак — рост новообразования.

Если родинка растет, пора бить тревогу. Быстрый рост мелкой или большой родинки может быть первым признаком злокачественного перерождения. Визит к врачу в такой ситуации откладывать нельзя!

Критерий Д — Динамика. Хорошо, если родинка никак не меняется на протяжении многих лет. Беспокоиться стоит, если родинка растет, становится более плотной, начинает кровоточить или шелушиться. Любые изменения, которые происходят с невусом — повод обратиться к врачу.

Опасные родинки: диагностика

Опасную родинку нужно обязательно показать врачу. Узким специалистом по родинкам и другим новообразованиям кожи является врач дерматоонколог. Если вы по каким-либо причинам не можете попасть на прием дерматоонколога, запишитесь к дерматологу, онкологу или хирургу.

Диагностика начинается с визуального осмотра родинки. Опытный врач даст предварительное заключение по внешнему виду образования. Для более детального анализа используется дерматоскопия — визуальное изучение родинки при 10-кратном увеличении. Окончательный диагноз дает гистологическое исследование образца тканей, полученного при биопсии.

Родинки: удалять или не удалять?

Проведем четкую грань. Родинки — это доброкачественные новообразования на коже (невусы), которые не представляют угрозы нашему здоровью. Потенциально опасные родинки — это невусы, которые могут при неблагоприятном стечении обстоятельств переродиться в злокачественную опухоль меланому. Меланома — это онкологическая патология с крайне неблагоприятным прогнозом при несвоевременной диагностике.

Говоря об «опасной родинке», мы имеем в виду образование на коже, характер которого нам неизвестен. Это может быть обычный невус, предраковое состояние или меланома.

Нужно ли удалять опасные родинки? Лечением меланомы занимаются врачи онкологи, и какие-либо иные рекомендации в рамках статьи неуместны. Доброкачественный невус можно удалить, если он представляет косметическую проблему или скрытую угрозу, то есть может переродиться в рак под действием факторов риска. Важно знать, какие факторы повышают риск перерождения родинки в злокачественную опухоль.

К неблагоприятным факторам относится наследственная предрасположенность (меланома в семейном анамнезе), светлая кожа, регулярное воздействие на кожу ультрафиолетового излучения. Нельзя забывать, что ультрафиолет официально признан канцерогеном 1 группы. Фактором риска является и такое расположение родинки, при котором она регулярно травмируется механическими факторами (одежда, украшения и т. д.).

Заключение

Какую информацию вы должны вынести из этой публикации? Потенциально опасные родинки (доброкачественные) лучше удалить с помощью современных методов — криодеструкция, лазерное удаление. Подобные операции проводятся в клиниках эстетической медицины.

При выявлении одного из критериев «АКОРД» необходимо срочно обратиться к врачу. Изменение внешнего вида родинки может быть признаком предракового состояния или злокачественного процесса. Диагностика проводится онкологом или дерматоонкологом.

Если у вас остались вопросы, запишитесь на консультацию врача дерматолога московской клинки SOHO CLINIC. Вы пройдете диагностику на современном оборудовании и получите заключение опытного специалиста.